66
ГеоГрафическое изучение землиРаздел I
Нам потребуются: настольная лампа; линейка; два картонных квадрата (20 ×
20см), в одном из которых надо вырезать меньший квадрат (5 × 5см).
ПЛАН
РАБОТЫ
1. Закроем лампу картонным квадратом с вырезом. Включив лампу, из-
мерим размеры освещённой части картонного квадрата без выреза,
лежащего на столе.
2. Приподнимем правую часть квадрата без выреза и снова определим
размеры освещённой части картонного квадрата без выреза.
3. Изменим угол наклона картонного квадрата без выреза, чтобы осве-
щённая часть приняла форму квадрата. Снова измерим его размеры.
4. Определим площади освещённых частей, полученных при трёх поло-
жениях картонного квадрата без выреза.
5. Ответим на вопросы: изменялся ли поток света от лампы при измене-
нии положения картонного квадрата без выреза? Как изменялась пло-
щадь освещённой части при последовательном увеличении угла паде-
ния лучей на поверхность картонного квадрата без выреза? Изменя-
лось ли количество света на единице площади освещённой части?
Воздух в природе
Учебный фильм о значении воздуха для жизни на Земле, об исследовании воздуха
человеком, о возникновении ветра и его разрушительной силе.
Неразгаданный мир. Атмосфера
Узнаем, как воздушная оболочка защищает нас от ультрафиолетовых солнечных
лучей, какое участие она принимает в круговороте воды в природе.
Озоновый слой в атмосфере Земли
Изучаем значение озонового слоя для жизни на нашей планете.
Парниковый эффект
Видеофрагмент о повышении температуры воздуха из-за накопления ватмосфере
парниковых газов.
ВИДЕОГЕОГРАФИЯ
Основным источником тепла и света на Земле является Солнце.
Нагрев атмосферы происходит преимущественно от нагретой солнечными лучами
подстилающей поверхности. Величина нагрева подстилающей поверхности зави-
сит от угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения (выше Солнце над
горизонтом), тем сильнее нагревается подстилающая поверхность. Температура
воздуха с высотой понижается в среднем на 6,5 °С на каждый километр.
1. Как распределяется поток солнечной энергии, приходящий кверхней границе ат-
мосферы? Какая часть солнечных лучей доходит до поверхности Земли?
2. Что называют подстилающей поверхностью? Как свойства подстилающей поверх-
ности влияют на нагрев атмосферного воздуха?
3. Объясните, почему температура воздуха понижается с высотой.
4. В какое время суток обычно наблюдается максимальная и минимальная темпера-
тура воздуха? Объясните почему.
5. В какой день, облачный или малооблачный, суточная амплитуда температуры воз-
духа больше? Объясните почему.
6. Определите температуру воздуха на высоте самой высокой вершины горы Эльбрус
(5642м), если у его подножия (2400м) температура воздуха составляла 20°С.
7. Что называют амплитудой температуры воздуха? По данным таблицы определите
суточную амплитуду температуры воздуха во Владивостоке и в Москве 1 августа
2019г.
Город/время
00:00 03:00 06:00 09:00 12:00 15:00 18:00 21:00 24:00
Владивосток, t °С
+23 +23 +22 +23 +28 + 30 +28 +27 +26
Москва, t °С
+12 +12 +12 +13 +14 +15 +15 +13 +13
8. По данным таблицы, в которой показаны средние годовые температуры воздуха
по месяцам и за год, рассчитайте годовые амплитуды температуры воздуха в Гава-
не, Москве и Токио. В каком из этих городов годовая амплитуда минимальная?
Почему?
Исследуйте условия нагрева подстилающей поверхности!
Убедимся, что нагрев подстилающей поверхности определяется двумя услови-
ями: величиной угла падения солнечных лучей на подстилающую поверхность
и отражательными свойствами самой подстилающей поверхности.
В Дневнике географа-следопыта зарисуем модель, с помощью которой мы бу-
дем изучать зависимость нагрева подстилающей поверхности от угла падения
солнечных лучей.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА