50
ГеоГрафическое изучение землиРаздел I
4. Подсчитайте, сколько времени потребовалось воде, чтобы просо-
читься через каждый образец. По результатам расчёта сделайте вы-
вод опроницаемости пород и скорости просачивания воды в них.
5. На рисунке покажите, где образуется родник. Объясните почему. Ка-
кие горизонты обозначены буквами А, Б и В? Какие породы обозначе-
ны римскими цифрами I, II, III?
Грандиозные путешествия. Исландия
Край могучих стихий: огня и льда, вулканов и ледников. Айсберги иогромный лед-
ник Ватнайёкудль, у подножия которого расположена прекрасная лагуна Йокуль-
сарлон.
Невероятное вокруг нас. Ледники
Видеообзор главных ледников планеты.
Вечная мерзлота
Видеофрагмент расскажет, как потепление климата влияет на многолетнюю
мерзлоту.
Удивительные болота
Изучаем болота по материалам сайта «Экосистема».
ВИДЕОГЕОГРАФИЯ
К поверхностным водам суши, кроме рек и озёр, относят ледники и болота.
В зависимости от районов распространения и условий формирования различают
горные и покровные ледники.
Воды, находящиеся в горных породах верхней части земной коры в твёрдом,
жидком и газообразном состоянии, называют подземными водами. Выходы
подземных вод на земную поверхность всем известны — это родники. Кроме
того, лёд находится в промёрзших верхних слоях земной коры— это многолет-
няя мерзлота.
1. В каких частях суши наиболее распространены ледники?
2. Расскажите, при каких условиях образуются ледники.
3. Почему образуются айсберги? Какую опасность они представляют для судоход-
ства?
4. Расскажите, при каких условиях образуются избыточно увлажнённые участки суши.
Покажите на карте полушарий или глобусе районы распространения избыточно
увлажнённых участков суши в России.
5. Какие источники пресных и минеральных вод есть в вашей местности?
Почувствуйте себя гидрологами!
Познакомимся с принципом «работы» родников
Мы уже знаем, что для образования родников необходимы два условия: под
верхними водопроницаемыми породами должен располагаться водоупорный
слой; водоупорный слой должен иметь уклон и выходить на поверхность (на-
пример, вовраге или на склоне речной долины).
Докажите, что в различных горных породах вода просачивается сразной
скоростью.
Для проведения опыта нам потребуются: три воронки с фильтровальной
бумагой, три стакана, часы с секундной стрелкой, кувшин с водой, а также
образцы пород (песок, глина и сугли́нок).
ПЛАН
РАБОТЫ
1. В первую воронку с фильтровальной бумагой насыпьте песок, во вто-
рую— суглинок. Глину, предварительно замоченную и размятую рука-
ми, уложите в третью воронку. В каждой из трёх воронок должно оста-
ваться свободное место для воды.
2. Возьмите часы с секундной стрелкой. Наливайте воду из кувшина
сначала в воронку с глиной, потом— с суглинком и в конце— в ворон-
ку спеском. Каждый раз засекайте время начала опыта.
3. При появлении первой капли воды в нижней части каждой воронки
отметьте время её появления.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА