135
Охрана почв
Если в природной среде растения находятся в сообществе с другими растениями,
атакже с животными и бактериями и грибами, то на обрабатываемом поле человек
выращивает только одну культуру. Возделывание монокультуры на огромных тер-
риториях привело к нарушению сложных и разнообразных взаимосвязей в при-
родных сообществах. Нарушенное равновесие, сложившееся в биоценозе, усугу-
бляется глубокой вспашкой плугом с оборотом пласта, прополкой и применением
пестицидов. Культурные растения лишены естественных средств защиты от вреди-
телей, поэтому человеку необходимо позаботиться о поддержании разорванных
взаимосвязей. Монокультурный способ земледелия ведёт к нарушению природ-
ных ландшафтов. Возделывание монокультурных растений и стремление к повы-
шению урожайности приводит к снижению плодородия и истощению почвы.
Только использование почвозащитных систем земледелия поможет восстановить
утраченные природные взаимосвязи.
В результате совместного действия воды, воздуха и организмов тончайший поверх-
ностный слой земной коры преобразуется в почву. Главная особенность почвы—
её плодородие, которое зависит от органического вещества перегноя.
Образование почв, длящееся тысячелетиями, начинается с выветривания горных
пород. На разрушенных горных породах расселяются мхи и лишайники. В резуль-
тате процесса почвообразования образуется особое природное тело— разделён-
ная на горизонтальные слои почва.
Развитие почвы обеспечивают огромное количество разнообразных микроорганиз-
мов и почвенных животных.
Изучением почв мира занимаются почвоведы. Основателем науки о почве, появив-
шейся в конце XIX в., является российский учёный Василий Васильевич Докучаев.
1. Объясните, почему тончайший поверхностный слой земной коры выделяют особен-
но. Что происходит в почве? Чем он отличается среди других слоёв земной коры?
2. Объясните, почему В.В.Докучаева считают основателем науки о почвах.
3. Опишите процесс образования почвы.
4. В чём выражается уникальность почвенной оболочки Земли?
5. Назовите основные почвенные горизонты.
6. Как вы понимаете, что такое плодородие почвы? От чего оно зависит?
7. Приведите примеры организмов, обитающих в почве.
8. Подготовьте доклад (презентацию) о жизни и деятельности В.В.Докучаева.
Почувствуйте себя почвоведами!
На плодородие почвы влияют механический состав и кислотность. От механи-
ческого состава зависят водопроницаемость, водоудерживающая и водоподъ-
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА