ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Раздел III
20
ЗЕМЛЯ СРЕДИ ДРУГИХ ПЛАНЕТ
СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Что называют космосом или космическим пространством?
Какие космические тела вам известны?
Земля в Солнечной системе
Многое из того, что происходит на Земле, можно объяснить только её космическим
происхождением иположением нашей планеты в космическом пространстве.
Солнечная система включает в себя звезду Солнце, вращающиеся вокруг неё во-
семь больших планет с их спутниками, атакже несметное количество более мел-
ких космических тел (карликовые планеты, астероиды, кометы, метеоры ит.д.).
Внастоящее время учёные счи-
тают, что Солнечная система
(рис.82) возникла около 4,5—5млрд
лет назад из газопылевого облака.
Масса центрального тела Солнеч-
ной системы— Солнца— составля-
ет 99,9% всей массы Солнечной си-
стемы. Солнце представляет собой
шар раскалённого газа, температура
его поверхности — 5500 °С. Земля
получает двухмиллиардную часть
солнечной энергии. Солнце — ос-
новной источник энергии для мно-
гих земных процессов.
Внешние планеты Солнечной
системы: Юпитер, Сатурн, Уран и
Нептун — обладают большими раз-
мерами и массами, низкой плотно-
стью вещества. Четыре планеты Солнечной системы, наиболее близкие к Солн-
цу,— Меркурий, Венера, Земля и Марс — объединяют в земную группу планет.
Размеры планет земной группы относительно малы. Они имеют сходное внутрен-
нее строение: плотное ядро, мантию и кору. Венера, Земля и Марс имеют газовую
оболочку — атмосферу. Плотность вещества планет земной группы высока.
Земля — третья от Солнца планета, она движется вокруг Солнца по орбите,
близкой к круговой, окружена газообразной оболочкой. Наша планета во многом
уникальна: на ней происходят активные геологические процессы, около 3,5 млрд
лет назад здесь зародилась и существует жизнь, достигшая с появлением человека
своей высшей — разумной — формы.
Возникновение Земли
По современным представлениям, наша планета образовалась в результате столк-
новения каменных тел (планетоидов), возникших из пыли и газа, 4,6 млрд лет
назад (рис.83). Из недр Земли вырывались раскалённая магма и газы, в том числе
Рис. 82 Солнечная система
водяной пар. Эти газы составили первичную разреженную атмосферу, в которой,
стали образовываться облака и выпадать атмосферные осадки. Дождевая вода по-
полняла воды первичного океана, образовавшегося в понижениях земной поверх-
ности. Объём океана постепенно увеличивался, в настоящее время этот процесс
продолжается.
В древнем океане, как считают современные учёные, около 3,5млрдлет назад
зародилась жизнь. Морская вода защищала простейшие синезелёные водоросли
от губительного действия ультрафиолетовых лучей. В результате их жизнедеятель-
ности атмосфера стала пополняться кислородом. В атмосфере образовался тонкий
слой озона, который поглощал ультрафиолетовые лучи (см. рис.83). Тогда жизнь
смогла освоить сушу. Развитие Земли продолжается и в наше время.
Рис. 83 Развитие Земли в течение первых миллиардов лет:
1—2 — зарождение атмосферы; 3—4 — формирование озонового слоя
1 2 3 4
Форма и размеры Земли
Впервые предположение о том, что Земля не имеет форму идеального шара, вы-
сказал известный анг лийский учёный Исаак Ньютон. Проверка гипотезы И.Нью-
тона, организованная Французской академией наук, доказала, что вследствие вра-
щения вокруг оси Земля сплюснута у полюсов, арасстояние от центра Земли до
полюса (полярный радиус) на 21382м меньше расстояния от центра Земли до эк-
ватора (экваториальный радиус). Более детальное изучение шарообразной фор-
мы Земли из космоса показало, что северный полярный радиус длиннее южного
полярного радиуса.
Многие природные процессы, которые изучает география, определяются положе-
нием Земли в Солнечной системе. Поэтому необходимо знать особенности дви-
жения Земли по околосолнечной орбите и вокруг своей оси.
1. Перечислите планеты Солнечной системы в порядке увеличения расстояния их от
Солнца.
2. Сравните Землю с другими планетами Солнечной системы. Что является основ-
ным источником энергии для процессов, происходящих на поверхности Земли?
3. Подготовьте презентацию о различных гипотезах происхождения Земли. Для вы-
полнения работы используйте дополнительную литературу, интернет-ресурсы и
справочную литературу.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ