ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ Раздел II
86
Подводный рельеф и глубины различных участков океанов иморей обознача-
ют на глобусе изобатами.
Изобаты — это линии, соединяющие точки дна с одинаковой глубиной.
Для послойной окраски глубин используются различные оттенки синего цве-
та: чем глубже, тем темнее (рис. 75).
Используя масштаб и линии градусной сетки глобуса и карты можно определить
расстояния между двумя точками земной поверхности.
1. Объясните, как можно определить расстояния между двумя точками земной по-
верхности, если они расположены на одном меридиане (в одном полушарии,
в разных полушариях).
2. Объясните, как можно определить расстояния между двумя точками земной по-
верхности, если они расположены на одной параллели (имеют одну долготу, на-
пример восточную; имеют разные долготы, например восточную и западную).
3. Объясните, как измерить кратчайшее расстояние между двумя точками земной
поверхности на глобусе.
4. По глобусу определите, какой ступени шкалы высот соответствует рельеф вашей
местности.
5. Используя гибкую линейку, определите расстояние от вашего населённого пункта
до крупнейших городов мира, например Мехико, Нью-Йорка, Токио, Рио-де-Жа-
нейро.
6. Определите протяжённость территории России с запада на восток вдоль Север-
ного полярного круга и кратчайшее расстояние от западной границы нашей стра-
ны с Финляндией до восточной границы с США в Беринговом проливе.
7. Определите протяжённость территории России с севера на юг вдоль меридиана
45° в. д.
Рис. 75 Шкала высот и глубин
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Проведите измерения по школьному глобусу!
ПЛАН
РАБОТЫ
1. Дополним сделанные ранее (см. § 15) гибкие линейки значениями рас-
стояний в километрах, тогда при измерениях мы будем получать уже го-
товые ответы.
2. Назовём нашу гибкую линейку масштабной. На другой стороне линейки
укажем значения длин в масштабе глобуса и проведём измерения. Если
масштаб нашего глобуса 1 : 50000000, то есть в 1см 500км, то размет-
ка одной стороны линейки в соответствии с масштабом гло буса будет
выглядеть следующим образом (см. рисунок).
3. Измерим самодельной масштабной линейкой кратчайшее расстояние меж-
ду Санкт-Петербургом и Магаданом (см. рис. 73, с.85). Сравним результат
измерения с данными, полученными ранее (по параллели 60° с. ш.). Какое
расстояние оказалось короче?
Создадим рельефную карту Африки
Нам потребуются: калька; гофрированный картон; клей; карандаш; ручка; нож-
ницы; краски.
ПЛАН
РАБОТЫ
1. Перенесём на кальку, значительно упрощая, очертания изогипс на карте
Африки.
2. С кальки переведём контуры областей с различной абсолютной высотой
на гофрированный картон так, чтобы получилось 4—5слоёв картона.
Первый слой картона соответствует всей площади материка. Второй слой
картона — областям карты со всеми оттенками зелёной окраски. Третий
слой картона — всем оттенкам коричневой окраски. Четвёртый слой кар-
тона — тёмно-коричневой окраски.
3. Последовательно наклеим на первый слой второй, на второй — третий,
на третий— четвёртый слой картона.
4. Когда клей высохнет, окрасим каждую высотную ступень краской соответ-
ствующего цвета. Выдающиеся вершины Африки (Камерун, Кения, Кили-
манджаро и др.) обозначим небольшими конусами.
5. Сделаем вывод о высоте Африки по сравнению с другими материками.
Какая часть Африки наиболее высокая, а какая— низкая?
Рельефный глобус
Рельефный глобус в Калифорнийской академии наук.
Восхождение на Килиманджаро
Во время путешествия увидим национальные парки Кении и самую высокую вер-
шину Африки.
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА
ВИДЕОГЕОГРАФИЯ