ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ Раздел I
8
Метод научных наблюдений
Ещё в древнее время основным способом познания географических объектов бы-
ло наблюдение. Встарину охотников, опытных в распознавании следов, называли
следопытами. Потом слово «следопыт» приобрело более широкое значение. Так
стали называть людей, отыскивающих «следы» прошедших событий. Для чего это
нужно? Для того, чтобы лучше понять настоящее. Следопыты умеют подмечать су-
щественные свойства предметов иявлений, которые другие люди могут ине уви-
деть. Наблюдательность развивается в течение жизни человека, но для этого нужно
быть любознательным, целеустремлённым ипытливым.
Для вас важно научиться методам научных наблюдений, чтобы лучше по-
нимать окружающий мир. На уроках географии вы научитесь наблюдать и описы-
вать географические объекты иприродные явления. Например, вы будете прово-
дить наблюдения за погодой подобно тому, как это делают на метеостанциях.
География отличается от других наук о Земле своим особым предметом изучения,
который называют географической оболочкой.
В состав географической оболочки включают геосферы или их части: всю био-
сферу и гидросферу, нижние слои атмосферы и верхние слои литосферы.
Географы изучают географические объекты, процессы и явления. Наиболее ценные
для будущих поколений людей географические объекты внесены в Список всемир-
ного природного и культурного наследия. В России таких объектов 29 (2019год).
Уже в древности изучение географических объектов, процессов и явлений проис-
ходило благодаря методу наблюдений. В современной науке метод наблюдений
применяется наряду с более новыми методами познания.
1. Объясните своими словами, что изучает наука география.
2. Как вы думаете, можно ли отнести к географическим объектам материки иокеа-
ны, города истраны, звёзды и планеты?
3. Сколько важнейших географических объектов было включено в Список всемирно-
го наследия человечества в 1978г.? Зачем, по вашему мнению, была подписана
Конвенция об охране всемирного природного и культурного наследия?
4. Составьте короткий рассказ об одном памятнике природного или культурного на-
следия в России, который вы видели по время своего путешествия, экскурсии или
о котором узнали из информационных источников (телевидение, журналы, газеты,
Интернет).
5. Вспомните и назовите географические объекты своей местности.
6. Узнайте, есть ли на территории вашего края (области, республики, го́рода) па мят-
ни ки природы, опишите их.
Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями
Каждому из вас хорошо знакомы сезонные явления природы, ведь они повто-
ряются из года в год. Такие явления изучает фенология— наука о закономерно-
стях сезонного развития природы. Годовой календарь природы делится на четыре
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА