ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ Раздел II
78
Линии меридианов и параллелей необходи-
мы для ориентирования. Они указывают на-
правления на основные стороны горизонта.
Линии параллелей указывают направление
«восток — запад», а линии меридианов —
«север— юг». С их помощью можно описать по-
ложение объекта на Земле.
Среди линий градусной сети выделяют эква-
тор (лат.— «уравнитель»)— самую большую па-
раллель. Все его точки находятся на равном рас-
стоянии от Северного и Южного полюсов. По
уточнённым данным, длина экватора равна
40075696м. По экватору земная поверхность де-
лится на Северное и Южное полушария.
Тропики и полярные круги на глобусе
и картах обозначают пунктирными линиями
(рис.68).
Для исследования многих географических объектов и процессов учёные исполь-
зуют метод моделирования. Наиболее точной моделью Земли является глобус,
так как он наиболее точно показывает форму нашей планеты, контуры материков
и других географических объектов.
На глобус и географические карты наносят градусную сетку, с помощью которой
можно описать географическое положение объекта, а также определить направ-
ления на стороны горизонта.
1. Объясните, почему для исследования многих географических объектов и процес-
сов учёные используют метод моделирования.
2. Объясните, почему глобус считается наиболее точной моделью Земли. При ответе
используйте слова и словосочетания «форма», «контуры материков», «масштаб».
3. Сравните масштаб школьного глобуса и масштаб карты полушарий в школьном
атласе. Какой из них более крупный?
4. Какие линии образуют на глобусе градусную сетку? Какую форму имеют эти ли-
нии? Какая прямая проходит через две точки земной поверхности— географиче-
ские пóлюсы Земли?
5. Определите длину экватора Земли, измерив длину экватора на глобусе. Сравните
результаты своих расчётов с современными данными о длине экватора (40075696
метров).
6. На предыдущих страницах учебника найдите рисунки, на которых изображены
модели земной поверхности. Назовите эти страницы.
7. Покажите на школьном глобусе маршрут первого кругосветного плавания, совер-
шённого русскими мореходами.
8. Найдите запись масштаба на этом глобусе и вычислите примерную протяжённость
первого русского кругосветного плавания.
9. Найдите и покажите на глобусе тропики и полярные круги.
10. Составьте презентацию «Различные виды глобусов». Для работы используйте ма-
териалы интернет-ресурсов.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Изучайте глобус: измеряем расстояния по глобусу
Нам понадобится: для измерений на глобусе сделаем две гибкие линейки, на-
пример из картона, длиной 40и 80см.
ПЛАН
РАБОТЫ
1. Определим длины нескольких меридианов на нашем глобусе. Сделаем
вывод о правильности и точности наших измерений.
2. По данным измерений меридианов на глобусе и значению длины реаль-
ного меридиана (см. текст параграфа) определим масштаб глобуса.
3. Измерим длину экватора на нашем глобусе. Сравним результаты измере-
ний меридиана и экватора на глобусе. Сделаем вывод о соотношении их
длин.
4. Вычислим масштаб нашего глобуса по данным измерения экватора изна-
чению длины реального экватора. Сравним два значения масштаба на-
шего глобуса, полученные двумя способами (задания 2и 3).
5. Линейкой измерим на глобусе расстояние между Москвой иВладивосто-
ком. Определим с помощью масштаба глобуса реальное расстояние
между этими городами.
6. Линейкой измерим на глобусе протяжённость Африки с севера на юг.
Определим с помощью масштаба глобуса реальную протяжённость мате-
рика. Сравним значения, полученные при выполнении заданий 5 и 6 .
Интерактивный обучающий глобус
Узнаем о возможностях интерактивного глобуса, говорящего на четырёх языках,
и поработаем с ним с помощью специальной ручки-указки.
Готторпский глобус-планетарий в Кунсткамере
(Санкт-Петербург)
Уникальный глобус-планетарий диаметром свыше 3 метров — первый экспонат
первого российского музея— Кунсткамеры.
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА
ВИДЕОГЕОГРАФИЯ
Рис. 68 Градусная сеть Земли