ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ Раздел II
15
ГЛОБУС — МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ
Когда представление о шарообразной форме Земли стало
общепризнанным?
Запишите численный масштаб 1 : 50000000
словами: «в 1см … км».
Каковы величины диаметра и экватора
Земли?
С какими географическими методами исследования Земли
вы знакомы?
Вспомните, с какими моделями географических
объектов и процессов вы уже работали.
Глобус Земли
Важнейшим методом географических исследований является метод моделирова-
ния.
Метод моделирования — исследование объектов или процессов на их моделях.
Форма Земли хорошо видна на её уменьшенной модели — глобусе.
Глобус (лат.— «шар»)— объёмная модель Земли.
Глобус — наиболее точная модель Земли, так
как на нём контуры материков, океанов и других
географических объектов показаны без искаже-
ний.
История создания глобусов насчитывает бо-
лее 500лет. ВВене (Австрия) в1956г. был создан
единственный вмире Музей глобусов, где можно
познакомиться с уникальной коллекцией моде-
лей Земли. Предполагают, что первый глобус мог
быть создан древнегреческим философом Кра́́те-
том Малльским (II в. до н. э.). Самый старый
глобус из сохранившихся до нашего времени
был изготовлен немецким географом и путеше-
ственником Ма́́ртином Бе́ хаймом (1459—1507)
(рис.65). Глядя на этот глобус, можно понять, ка-
ковы были географические представления евро-
пейцев накануне открытия Америки. Уже тогда
глобус был незаменимым учебным пособием
вмореходных школах.
Масштаб глобуса
В наши дни существуют самые разнообразные по размерам и содержанию глобусы.
Наиболее распространены глобусы в масштабах 1 : 30 000 000—1 : 80 000 000.
Глобусы обладают уникальными свойствами. Во-первых, они наглядны, по
ним можно безошибочно определить форму Земли, рассмотреть её вращение во-
круг оси, описать очертания материков и океанов. Во-вторых, во всех его частях
сохраняется один и тот же масштаб, поэтому по нему удобно измерять расстояния
Рис. 65
Глобус Бехайма в Германском
национальном музее (Нюрнберг)
и площади. В-третьих, масштаб глобуса крупнее масштаба многих карт атласа, на-
пример карты полушарий. Следовательно, изучать поверхность Земли вцелом или
крупные её части удобнее по глобусу.
Школьный глобус
Школьные глобусыобычно имеют масштаб 1 : 50 000 000. На физическом глобусе
изображён рельеф земной поверхности, показаны абсолютные отметки высот
иглубин, обозначены горы и равнины Земли. На таком глобусе мы можем увидеть
большие реки и озёра, моря и океаны, заливы ипроливы, острова и полуострова.
Кроме того, на глобусе обозначены крупнейшие города, могут быть показаны
маршруты важнейших путешествий, например Х.Колумба иФ.Магеллана. Поми-
мо физических, популярны геологические и политические глобусы.
Градусная сеть
Градусная сеть— линии параллелей и меридианов, нанесённые на глобус и гео-
графическую карту.
Географические полюса— это точки пересечения поверхности Земли с вообра-
жаемой осью её вращения.
Полюсы, вотличие от других точек поверхности Земли, неподвижны — не враща-
ются вокруг земной оси. Через Северный и Южный географические полюсы про-
ходят все земные меридианы (лат.— «полуденный»). На глобусе линии меридиа-
нов представляют собой полуокружности одинаковой длины. По современным
данным, длина каждого меридиана Земли равна 20004275м (рис. 66).
Перпендикулярно меридианам проводятся параллели — окружности, все точ-
ки которых равноудалены от географического полюса. Длины параллелей умень-
шаются по мере удаления от экватора к полюсам (рис. 67).
Рис. 66 Меридианы