ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ Раздел II
10
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.
В какой части неба вы можете наблюдать Полярную звезду
и Солнце?
Что называют планом местности? По какому
изображению (картина, аэрофотоснимок, план) вы сможете
подробно рассказать о местности?
Ориентирование на местности
В жизни человек постоянно определяет своё положение по отношению к другим
людям или окружающим предметам, он всё время ориентируется. Слово «ориенти-
рование» латинского происхождения иозначает «восток».
Ориентироваться— значит определять своё местоположение в пространстве по
отношению к сторонам горизонта ик ориентирам, которые видны из той точки,
где находится наблюдатель.
Нам уже известно, что для определения положения географического объекта
на местности необ ходимо уметь находить основные стороны горизонта: север, юг,
запад, восток. Но этого недостаточно. Описать положение объекта можно, указав
две характеристики: 1) азимут (А)— угол между направлением на север и направ-
лением на объект местности (ориентир), который выражается в градусной мере;
2)расстояние между ориентиром и местом положения наблюдателя, которое опре-
деляют различными способами.
Помните: азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки!
Определение азимута
Если для определения азимута исполь-
зуют компас, то говорят об определе-
нии магнитного азимута (Ам). Мы уже
знаем, как работать с компасом, и уме-
ем определять направления на стороны
горизонта. Научимся определять ази-
мут по компасу (рис.47).
Встав лицом к заданному направ-
лению, компас устанавливают в гори-
зонтальном положении и поворачива-
ют его до тех пор, пока северный конец
стрелки (чёрный, синий или светя-
щийся) не совпадёт с точкой севера,
нанесённой на шкалу компаса. Затем,
пользуясь приспособлением для фик-
сирования направления на ориентир,
нацеливают его вдоль данного направ-
ления (визируют) и отсчитывают ази-
мут направления.
Рис. 47 О пределение азимута
на местности
Определение расстояний на местности
Для ориентирования необходимо научиться определять расстояния на местности.
Наиболее точные измерения производят с помощью рулетки или ла зерного даль-
номера. К простейшим способам определения рас стояний относятся измерение
шагами и измерение самодельным дальномером. Для измерения расстояний шага-
ми нужно определить среднюю длину своего шага. Обычно шаги считают парами,
акаждую сотню пар отмечают в тетради. Простейший дальномер представляет со-
бой прямоугольную пластинку с прорезью и шкалой. Дальномер на вытянутой ру-
ке направляют на человека, находящегося от наблюдателя на расстоянии пример-
но 50—200м. По шкале дальномера отсчитывают расстояние.
Ориентироваться на местности — это значит уметь определять своё положение
по отношению к сторонам горизонта и ориентирам местности.
Для ориентирования используют компас и измерительные инструменты (мерные
ленты, рулетки, лазерные дальномеры). Положение объекта местности относи-
тельно наблюдателя можно описать с помощью азимута и расстояния от наблю-
дателя до объекта.
Азимут легко определить с помощью компаса, а простейшим способом опреде-
ления расстояния является измерение его шагами. Поэтому каждому человеку
полезно знать среднюю длину своего шага.
1. Объясните своими словами, что значит ориентироваться.
2. Назовите, спомощью каких двух характеристик можно описать положение геогра-
фического объекта относительно ориентиров.
3. Используя рисунок 47, определите, чему равен азимут: на восток; запад; северо-
запад; юго-восток.
4. Какими способами можно определить точное расстояние между объектами, а ка-
кими— приблизительные значения?
5. Объясните своими словами, что означает слово «визирование». С по мощью како-
го инструмента можно визировать?
6. Российские спортивные ориентировщики добивались значительных успехов на
международных соревнованиях. Подготовьте сообщение для своих товарищей по
классу о том, кто, когда и где завоевал славу россий ско му спорту.
7. Как вы думаете, используются ли полученные знания об азимуте при установке
антенн для приёма программ спутникового телевидения? Докажите свою точку
зрения.
8. Если вы выходите из дома смагнитным азимутом0°, то с каким азимутом будете
возвращаться?
9. Обычно считают, что длина шага человека равна половине расстояния от его глаз
до пола. Проверьте, подходит ли это правило для вас. Узнайте оразличных спо-
собах подсчёта шагов. Сравните значение средней длины своего шага с длиной
аршина (русская мера длины, равная 0,711м, применявшаяся до введения метри-
ческой системы). Из какого языка заимствовано слово «аршин»? О каком челове-
ке говорят, что он «будто аршин проглотил»? Что означает выражение «мерить на
свой аршин»?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ