(рис. 35). В декабре 1911 г. — ян-
Рис. 34 О ткрытие Антарктиды во время русской кругосветной военно-морской
В XVI—XIXвв. продолжались открытия новых земель. В начале XVIIв. была откры-
та Австралия, а в начале XIXв. — Антарктида.
Важным достижением в географической науке стало развитие экспедиционного
метода. Первыми научными экспедициями считают три кругосветных плавания
под руководством Джеймса Кука во второй половине XVIIIв.
Географический кругозор европейцев в XVI—XIXвв. расширился, охватив всю по-
верхность Земли, однако на географической карте ещё оставались белые пятна —
это полярные области, Арктика и Антарктика.
В XVIII—XIXвв. научные экспедиции совершались российскими мореплавателями
и путешественниками. В это время проходило изучение территории России учё-
ными Академии наук, а также совершались кругосветные плавания, была открыта
Антарктида.
1. Объясните, почему изменились морские торговые дороги после плаваний Х. Ко-
лумба, В. да Гамы, Ф.Магеллана и других мореходов эпохи Великих географиче-
ских открытий.
2. Кто совершил второе кругосветное плавание?
3. Как вы думаете, с какой целью английские, голландские ифранцузские морепла-
ватели осваивали маршруты к Северной Америке, островам Вест-Индии, в Индию
и страны Юго-Восточной Азии (Ост-Индию)?
4. Покажите на карте материки, которые были открыты в XVI—XVIII вв. Кто были их
первооткрывателями?
5. Когда начался расцвет экспедиционного метода географической науки? Назовите
мореплавателей, которые руководили научными экспедициями.
6. Объясните, почему Антарктида была открыта иисследована позже других матери-
ков. Какие экспедиции впервые достигли Южного полюса в начале XX в.?
7. Закончилась ли, по вашему мнению, эпоха Великих географических открытий?
8. Используйте материалы интернет-ресурсов, составьте презентацию о мореходах
и исследователях, прославившихся в эпоху Великих географических открытий.
Подготовьте свою первую научную экспедицию
Многие российские школьники участвуют в походах иэкспедициях по родно-
му краю, чтобы больше узнать о его природе и истории. Различные умения, полу-
ченные в школьных экспедициях, могут пригодиться в жизни.
Чтобы организовать экспедицию, необходимо знать следующие экспедицион-
ные истины.
ПЛАН
РАБОТЫ
1. Выбираем тему экспедиции. Например, «Памятники природы нашей
местности».
2. Определяем цель экспедиции. Целью экспедиции могут быть поиск
и изучение уникальных географических объектов, расположенных в на-
шем населённом пункте иего окрестностях.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА
Рис. 35