ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ Раздел I
30
После эпохи Великих географических открытий продолжилось изучение Зем-
ли. В 1606г. была открыта Австралия; в Новое время — Антарктида (1820) инача-
лось научное изучение Мирового океана и полярных районов Земли.
Мореплаватели всё дальше уходили от родных берегов, ведь у них появились
приборы, помогающие ориентироваться в открытом море. Поиск пути в легендар-
но богатую Индию стал началом эпохи Великих географических открытий.
В конце XVв. русский купец Афанасий Никитин достиг берегов Индии. Португаль-
ские мореплаватели направились в Индию вдоль берегов Африки. Испанскому
мореплавателю Христофору Колумбу принадлежит слава первооткрывателя Аме-
рики. Первое плавание Христофора Колумба считают началом эпохи Великих гео-
графических открытий.
В эпоху Великих географических открытий география стала очень популярной на-
укой, появились первые глобусы. Первым кругосветным плаванием руководил
Фернан Магеллан, а после его гибели на Филиппинских островах завершил это
плавание Хуан Себастьян Элькано.
1. Что влекло испанских и португальских мореплавателей в Индию? Кому из них уда-
лось открыть морской путь в Азию?
2. Назовите «три моря», за которые ходил Афанасий Никитин.
3. На глобусе или географической карте найдите маршруты экспедиций Х.Колумба,
В.да Гамы и Ф.Магеллана. Назовите моря иокеаны, по которым осуществлялись
их плавания.
4. Как вы думаете, можно ли считать кругосветное плавание строгим доказатель-
ством шарооб разной формы Земли?
5. Составьте ленту времени «Великие гео графические открытия». Самостоятельно
определите, когда закончилась эпоха Великих географических открытий.
Почувствуйте себя топонимистами
Мы уже начали осваивать своеобразный язык географических названий. Уз-
нать опроисхождении географических названий нам помогают не только топони-
мические словари, но и книги специалистов-филологов, занимающихся вопроса-
ми топонимики. Известный русский писатель и филолог Л.В.Успенский одну из
своих книг назвал «Загадки топонимики». Интересна книга И.В.Сергеева «Тайна
географических названий».
Топонимическая игра «Материки и части света»
Сделаем двусторонние карточки, на одной стороне которых напишем назва-
ния материков, частей света и островов (или обозначим клетки для букв их назва-
ний), а на другой стороне — информацию опроисхождении их названий. (Исполь-
зуем интернет-ресурсы и книгу Е. М. Поспелова «Школьный топонимический
словарь».)
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА