25
1. Используя текст учебника, назовите, какие направления географической науки
преимущественно развивались на Востоке. Приведите примеры-доказательства.
2. Каким путём компас «совершил путешествие» из Азии в Европу?
3. Сравните значения окружности Земли, полученные Эратосфеном (39 690 км) и
арабскими учёными, с современным значением. Сделайте вывод о точности из-
мерений и расчётов древних учёных.
4. На втором уроке мы построили модель гномона-измерителя. Сравните её с изобра-
жением главного инструмента обсерватории Улугбека. Подумайте, почему Улугбеку
потребовалось сооружать главный инструмент обсерватории огромных размеров.
5. По различным источникам информации узнайте об особенностях конструкции
жидкостных компасов. Кем применяются жидкостные компасы?
6. Познакомьтесь с устройством морского компаса по книге В. А.Дыгало «Откуда и
что на флоте пошло» (см. главу «Как корабли находят дорогу в море»). Укажите
принципиальное различие в конструкции морского компаса и компасов «сухопут-
ных». Как (по какой линии) устанавливали компас на кораблях?
Почувствуйте себя путешественниками
Может показаться, что в ХХI в. совсем не обязательно уметь пользоваться ком-
пасом. Однако у компаса есть свои преимущества по сравнению с современными
навигационными приборами: он компактен, не требует источников питания, про-
граммного обеспечения, надёжен даже в самых экстремальных условиях. Поэтому
иметь компас и уметь им пользоваться полезно каждому человеку.
Сделаем модель компаса
Нам потребуются: магнит; две иголки или булавки; нитка, пробковый круг диа-
метром 1—2см; широкий сосуд (не металлический, например, блюдце) сводой.
ПЛАН
РАБОТЫ
1. Один конец каждой иглы потрём о северную сторону магнита (обратите
внимание, намагничивать нужно только часть иглы, ане всю иглу).
2. Одну иглу подвесим на нитке, другуюположим на пробковый кружок, пла-
вающий в блюдце с водой.
3. Сравним положения обеих игл.
Если иглы направлены в одну сторону, то наш опыт удался,
в противном случае нужно его повторить, взяв другую иглу.
Чтобы размагнитить часть иглы, нужно нагревать одну часть
иглы до 700°С втечение 20—30с.
Почему иглы в нашем опыте заняли одинаковое положение?
Оказывается, положение магнитной иглы определяется маг-
нитным полем нашей планеты. Английский учёный Уильям
Гильберт выяснил, что Земля — это гигантский магнит. Ре-
зультаты своих исследований он описал в книге «О магните,
магнитных телах и большом магните— Земле», которая была
издана в1600г.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА
Познакомимся с устройством магнитного компаса
Компас Адриа́́нова. Адрианов Вла-
димир Николаевич сконструировал пер-
вый российский войсковой компас
с фосфоресцирующей подсветкой в 1907 г.
Компас состоит из латунного или пласт-
массового корпуса, в центре которого на
острие иглы (шпиле) помещена стальная
намагниченная стрелка. Корпус компаса
сверху закрыт стеклом. Под стрелкой на
шпиль надет небольшой рычажок— тор-
моз, которым стрелка может быть плотно
прижата к стеклу. Компас хранится при
застопоренном состоянии магнитной
стрелки. Свободное состояние стрелки—
рабочее.
Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала, разделённая на 120деле-
ний. Цена одного деления составляет 3°. На внутренней стороне шкалы цифры на-
несены по ходу часовой стрелки от 0 до 360° через 15°. На внешней стороне шкалы
цифры проставлены через 10делений шкалы против хода часовой стрелки. На вра-
щающемся кольце компаса закреплено визирное приспособление (мушка и про-
резь) и указатель отсчётов.
Научимся определять направления на стороны горизонта по компасу
1. Мушку визирного устройства поставим на нулевое деление шкалы. Компас
установим в горизонтальном положении.
2. Отпустим тормоз магнитной стрелки и повернём компас так, чтобы северный
её конец совпал с нулевым отсчётом. После этого, не меняя положения компаса,
визированием через прорезь и мушку отметим удалённый ориентир, который бу-
дем использовать для указания направления на север.
При работе с компасом всегда помните, что близко расположенные металличе-
ские предметы отклоняют стрелку от правильного её положения. Поэтому при
определении направлений по компасу необходимо отходить на 40—50м от линий
электропередачи, железнодорожного полотна, крупных металлических предме-
тов.
Вопросы и задания
1. В направлении какой стороны горизонта показывали намагниченные концы
двух игл в первом опыте?
2. Покажите на школьном компасе основные его конструктивные части, назови-
те их.
3. Можно ли производить отсчёт по шкале компаса сточностью до 1°? Объясните
свой ответ.
Вращающаяся
крышка
Мушка
Круговая
шкала
Магнитная
стрелка
Коробка
Тормоз
Прорезь