ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ Раздел I
14
географ иисторик Стра бо́́н (I в. до н. э.— I в. н.э.). До нас дошли лишь отрывки
географических описаний древних греков.
Развитие математического направления в географии (картографии) в ан-
тичный период было обусловлено успехами астрономических наблюдений. Осо-
бый вклад в развитие математической географии внёс древнегреческий учёный
Кла́́вдий Птолеме́й (IIв.н. э.). В своём «Руководстве по географии» он предложил
новые виды карт, атакже указал точное положение примерно 8000географических
пунктов. Не случайно Птолемея считают основоположником картографии.
Современные географы в исследованиях не могут обойтись без карт. С геогра-
фической карты начинается познание природных и общественных явлений ипро-
цессов. Любая экспедиция начинается спредварительного знакомства по карте с
районом её проведения. Географическое исследование часто заканчивается созда-
нием новых карт.
История географической науки насчитывает не одно тысячелетие. Рассматривая
основные этапы развития географических знаний, мы не только узнаём, как люди
открывали мир, но также знакомимся с идеями и методами географических ис-
следований.
В Древней Греции мыслители обращали своё внимание на географические объек-
ты и процессы, находящиеся в их поле зрения. Древнегреческого мыслителя Эра-
тосфена не случайно называют отцом географии, ведь он впервые использовал
термин «география», а также определил размеры нашей планеты, точность кото-
рых до сих пор поражает людей.
В Древней Греции появилось три направления географических исследований:
математическое (картография), природное (физическая география) и страновед-
ческое (страноведение).
1. Какие направления географической науки (картография, страноведение, физиче-
ская география) развивали Аристотель, Птолемей и Страбон?
2. Подумайте, можно ли считать научным доказательством шарообразности Земли
наблюдение за приближением корабля к берегу, когда сначала появляется из-за
горизонта мачта, а затем корпус корабля. Обоснуйте свой ответ.
3. Начните составлять свою «Карту мира». Нанесите на контурную карту полушарий
названия известных вам географических объектов (материки, острова, полу-
острова, моря, океаны, реки, горы и др.).
4. Кого считают отцом географии? Почему?
Почувствуйте себя древними географами
Постройте модель, которая поможет увидеть, как водин итот же момент време-
ни территория Древнего Египта освещалась солнцем. Благодаря таким наблюдени-
ям Эратосфен определил размеры Земли. Опыт позволит понять принцип действия
солнечных часов испособ определения положения географических объектов.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА
Для построения модели нам потребуются: карта Древнего Египта (вырежьте
из цветной вкладки Дневника географа-следопыта), деревянные палочки (2 шт.),
пластилин, линейка, карандаш, Дневник географа-следопыта.
ПЛАН
РАБОТЫ
1. В солнечный день положите карту
Древнего Египта на столе в гори-
зонтальном положении у окна. Зак-
репите на карте с помощью плас-
тилина две деревянные палочки в
вертикальном положении на месте
городов Александрия иСиена. По-
верните карту так, чтобы солнце
освещало её со стороны Сиены.
2. Концы теней пометьте на карте ка-
рандашом. Измерьте длину пер-
вой и второй тени. Запишите полу-
ченные результаты в Дневник гео-
графа-следопыта и сравните.
Запишите вывод: «Если бы Земля
была плоская, то тени, отбрасыва-
емые предметами в одно и то же
время в Александрии и Сиене,
были бы длины».
3. Изогните карту, сделав её слегка
выпуклой. Повторите опыт по
определению длин теней. Концы
теней пометьте на карте каранда-
шом. Полученные результаты
сравните. Запишите вывод: «Так
как форма Земли шарообразна, то
тени, отбрасываемые предметами
в одно и то же время в Алексан-
дрии и Сиене, имеют
длины. В Александрии длина тени
, а в Сиене —
».
Почувствуйте себя астрономами
Познакомимся с принципом работы гно́́мона (в буквальном переводе с древ-
негреческого— «указатель») — древнейшего астрономического инструмента.
На рисунке11 изображён египетский обе лиск-гномон— высокий, высечен-
ный из одной глыбы камня, су жающийся кверху монумент. В Египте подобные
обелиски были символами Солнца и служили архитектурными ук рашениями вхо-
дов в храмы. В Древнем Риме обелиски использовали в качестве древнейшего
астрономического инструмента— гномона. Внаше время гномон применяется
всолнечных часах.