ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИРаздел IV
138
Разрушения и изменения горных пород на поверхности суши под воздействием
атмосферного воздуха, солнечных лучей, грунтовых и поверхностных вод и жиз-
недеятельности организмов называют выветриванием. По преобладающему фак-
тору выделяют физическое, химическое и биологическое выветривание.
В результате деятельности ветра, жидкой воды и льда происходит перемещение
горных пород.
Минералы и горные породы земной коры, которые человек использует в своей
хозяйственной деятельности, называют полезными ископаемыми, а их скопления
в земной коре— месторождениями полезных ископаемых.
1. Как называются процессы разрушения горных пород преимущественно на земной
поверхности?
2. Сравните виды разрушения горных пород по преобладающему фактору.
3. Расскажите, какое действие на горные породы оказывают движения воздуха,
воды ильда.
4. Определите на местности участки склонов, на которых может произойти обруше-
ние или сползание горных пород.
5. Приведите примеры значительного воздействия человека на рельеф земной по-
верхности вашей местности.
Почувствуйте себя спелеологами
Спелеологи (греч. — «пещера») занимаются исследованием пещер, изучая их
происхождение, формы истроение, воды, растения и животных, остатки матери-
альной культуры людей каменного века, наскальные рисунки искульптурные изо-
бражения.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА
Рис. 126
Пещера
Известняковые (карстовые) пещеры— результат химического выветривания,
так как их подземные полости в верхней части земной коры образуются в результа-
те растворения и размыва водой известняков, доломитов, гипсов идругих легкора-
створимых пород.
В известняковых пещерах есть все условия для образования натёчных мине-
ральных отложений, растущих в виде конусов, столбов со дна пещер или свешива-
ющихся в виде со сулек спотолков, — сталактитов и сталагмитов (рис. 126). (Разни-
цу между сталактитом и сталагмитом часто забывают. Для запоминания использу-
ем такой приём: сталакТит растёт сверху, как вертикальная палочка у буквы «Т»,
а сталагМит растёт снизу— буква «М» в этом слове напоминает две стоящие рядом
сосульки.)
Среди известных сталактитов самый длинный — «каменная сосулька» в пеще-
ре Груга-до-Жанелао (12м, Бразилия). Самый высокий сталагмит находится в пе-
щере Красногорска близ Рожнявы (32м, Словакия).
Подготовим и проведём опыт по выращиванию сталактита и сталагмита
Нам потребуются: два стакана; шнур; блюдце; сода; дистиллированная вода и
скрепки для бумаги.
ПЛАН
РАБОТЫ
1. Стаканы наполним дистиллированной во-
дой примерно наполовину. Вкаждом ста-
кане растворим столько соды, сколько
сможет раствориться в воде (всыпайте
соду постепенно).
2. Концы шнура погрузим в стаканы с рас-
твором соды, как показано на рисунке. На
краях стаканов шнур зафиксируем скреп-
ками.
3. Через три—четыредня увидим первые результаты опыта.
Вопросы и задания
1. Узнайте, как называется самая длинная пещера. Где она расположена?
2. По координатам 57,5° с. ш. и 57° в. д. укажите положение Кунгурской ледяной
пещеры на контурной карте России и подпишите её «адрес» — Пермский край,
город Кунгур.
3. Используя разные источники информации, подготовьте презентацию о наибо-
лее ярких объектах Кунгурской ледяной пещеры.
Рис. 125 Разнообразие природы равнин (Ленинградская область)