ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Раздел III
102
1. Назовите причины смены времён года на Земле.
2. Какие даты астрономы считают началом и окончанием времён года?
3. Используя текст учебника, назовите, под каким углом к плоскости орбиты наклоне-
на ось вращения Земли? На какую звезду указывает северный конец земной оси?
4. Как называются дни 21марта, 22июня, 23сентября и 22декабря? Какова продол-
жительность дня и ночи в эти дни? Где и когда восходит и заходит солнце в эти
дни? На какой части поверхности Земли полуденное солнце в эти дни находится
в зените?
5. Сравните даты наступления астрономических времён года и фенологических се-
зонов вашей местности. Какой фенологический сезон наблюдается в текущее
время? Опишите основные фенологические явления в вашей местности, харак-
терные для этого сезона.
6. Почему весной продолжительность светового дня возрастает, аосеньюуменьша-
ется? Как изменяется температура воздуха весной и осенью?
Осваиваем метод моделирования
Теллурий: модель «Земля — Луна — Солнце»
Мы уже начали знакомиться с методом моделирования, который применяют
географы в своих исследованиях. На учимся работать с теллурием. С помощью этой
модели мы наглядно увидим, как Земля совершает годовое движение вокруг Солн-
ца и вращается вокруг своей оси.
Теллурий закреплён на подставке. Непосредственно над подставкой находится
шар с лампочкой— уменьшенная модель Солнца. Кподставке прикреплена штан-
га, на которой установлена ось сглобусом (наклон оси глобуса равен 66,5°). При
вращении штанги вокруг подставки глобус вращается вокруг оси. Одновременно
с «движением Земли по околосолнечной орбите» Луна движется вокруг Земли.
За один оборот Земли вокруг Солнца Луна совершает 12оборотов вокруг Земли.
Для того чтобы начать работать с теллурием, необходимо вспомнить содержа-
ние предыдущего и текущего параграфов иответить на следующие вопросы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ШКОЛА ГЕОГРАФА-СЛЕДОПЫТА